Вызов консультанта

Кафедра философии и педагогики


Зав. кафедрой: Новикова Светлана Тихоновна – профессор МНЭПУ, кандидат педагогических наук.  Окончила физико-математический факультет Бийского государственного педагогического института. Кандидатская диссертация: «Формирование общественного долга школьников-подростков в общественно-полезной деятельности». В Академии  МНЭПУ работает с 1993 года. Основные направления научно – педагогической деятельности: развитие творческой самостоятельности студентов; социальная педагогика. Специализируется в области социаологии, психологии и педагогики. Автор многочисленных работ по указанной тематике, учебно-методических пособий: «Социология», «Психология и педагогика», «Человек в природе и обществе» и др. Читает курсы по социологии, психологии и педагогике, возрастной и педагогической психологии, истории и философии образования.

Основное направление работы кафедры

Особое внимание коллектив кафедры уделяет изучению истории образования и, особенно, его современного развития, исследований по философии и методологии образования и науки, а также использованию этого интеллектуального багажа и практического опыта для разработки современной методики преподавания дисциплин, дающих общекультурное развитие студентов. Включая знания о природе, человеке, обществе, истории человечества, о взаимоотношениях человека и природы, они дают возможность гражданину России вести полноценную культурную жизнь, постоянно повышая свой культурный уровень и побуждая к этому окружающих его людей. Особое внимание при этом уделяется поискам эффективных способов отбора информации и методик ее освоения с помощью современных компьютерных технологий.

Кафедра философии и педагогики является общеуниверситетским структурным научно-педагогическим подразделением. Со времени создания МНЭПУ в 1992 г. кафедра обеспечивает подготовку студентов всех факультетов (институтов), направлений бакалавриата, специалитета, магистратуры  и аспирантуры  по общественно-политическим дисциплинам государственных образовательных стандартов — философии, отечественной истории, социологии, культурологии, религиоведения, психологии и педагогики, возрастной и педагогической психологии, логики и теории аргументации… В числе преподаваемых на кафедре дисциплин — «Концепции современного естествознания», «Методы научной работы», «История и философия образования». Заслуженной популярностью пользуются в студенческой аудитории элективные курсы по широкому кругу актуальных проблем естественных, социальных и гуманитарных наук — «Современная научная картина мира», «Методология научных исследований».

Для аспирантов МНЭПУ читаются курсы «История и философия науки», «Психология и педагогика высшей школы», проводятся консультации по вопросам методологии и методики подготовки диссертационного исследования.

В разные годы кафедру возглавляли и формировали ее неповторимый научно-педагогический облик, обусловленный уникальностью академии как высшего учебного заведения социально-экологической направленности, доктор философских наук, профессор А.Э. Воскобойников, доктор технических наук, профессор Ю.Д. Железнов, доктор философских наук, профессор В.И. Купцов, доктор исторических наук, профессор Дурновцев В. И.

На кафедре работали доктор философских наук, профессор Ф.И. Гиренок, доктор философских наук В.Ф. Дружинин, доктор философских наук С.В. Девятова, доктор философских наук, профессор А.В. Иванов, доктор исторических наук, профессор В.П. Яйленко.

Научная и педагогическая общественность страны хорошо знает учебные и научные издания, подготовленные профессорско-преподавательским составом кафедры — «Человек в природе и обществе» (Ю.Д. Железнов, Э.А. Абрамян, С.Т. Новикова), «Метафизика пата» (Ф.И. Гиренок), «Развитие естествознания в контексте мировой истории» (С.В. Девятова, В.И. Купцов) и др.

В 2010 г. профессорско-преподавательский состав кафедры существенно обновился. Но неизменной остается верность ее богатым традициям, заложенным академиком Н.Н. Моисеевым.

Кафедра философии и педагогики современного образования обеспечивает обучение студентов всех специальностей по основным историческим, философским, психолого-педагогическим и социальным дисциплинам:

  • Возрастная и педагогическая психология
  • Концепции современного естествознания
  • Культурология
  • Логика и теория аргументации
  • Методы научного познания
  • Отечественная история
  • Педагогика
  • Педагогические технологии
  • Психология и педагогика
  • Религиоведение
  • Современная научная картина мира
  • Социология
  • Философия
  • История и философия науки
  • Электив «Православная церковь и государство в истории Отечества»
  • Учись учиться

Концепции и краткое содержание основных дисциплин:

Концепции современного естествознания. Раскрытие принципов универсального эволюционизма применительно к возникновению и развитию неживой, живой и мыслящей материи. Естественнонаучная и гуманитарная культуры, научный метод, история естествознания, панорама современного естествознания, тенденции развития, корпускулярная и континуальная концепции описания природы. Порядок и беспорядок в природе, хаос, уровни организации материи, пространство и время, принцип относительности, законы сохранения энергии, принцип возрастания энтропии, химические процессы, реакционная способность вещества, принцип дополнительности, внутреннее строение и история развития Земли. Особенности самоорганизации вещества Земли. Многообразие жизни на Земле – основа устойчивости биосферы. Генетика и эволюция. Ноосфера и циклы времени. Принципы универсального эволюционизма, путь к единой культуре.

Философия. Представление об универсальной роли философского подхода в развитии всех форм познания человеком законов эволюции природы и общества. Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития. Структура философского знания. Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизации бытия. Понятия материального и идеального. Пространство, время. Движение и развитие, диалектика. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статические закономерности. Научные, философские и религиозные картины мира. Человек, общество, культура. Человек и природа. Общество и его структура. Гражданское общество и государство. Человек в системе социальных связей. Человек и исторический процесс: личность и массы, свобода и необходимость. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития. Смысл человеческого бытия. Сознание, самосознание и личность. Теория познания. Познание, понимание и творчество. Научные революции и развитие типов рациональности. Будущее человечества. Глобальные проблемы современности. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего. Воспитание человека как условие его самореализации до уровня личности в обществе.

Отечественная история. Историческая наука пытается дать целостное виденье исторического процесса и всех его характеристик. Как и в других науках, в истории идет накопление и открытие новых фактов, совершенствуется теория с учетом и во взаимодействии с другими отраслями знания(социологией культурологией, математическим анализом, исторической психологией, этнологией, географией и др.) История занимается изучением развития общества в целом и места отдельного индивидуума в общественной жизни. Изучение отечественной истории дает возможность познать этапы становления и развития государственности, ее институты, понятия и персоналии. Изучает процессы этногенеза и социогенеза народов населяющих наше отечество. Дает возможность оценить место и роль России в контексте мировой истории. Понять особенности российской цивилизации.

Культурология. Системная и фактологическая картина возникновения и эволюции культур во всем их многообразии и взаимодействии от одной эпохи к другой. Сущность и функции культуры. Типология культур. Диалог культур, системы ценностей, стереотипы поведения. Культура России: история и современность. Субкультуры. Культурологические аспекты текста. Искусство как чувственная сфера культуры. Структура и состав современного культурологического знания. Культурология и философия культуры. Социология культуры. Культурная антропология. Культурология и история культуры. Основные этапы развития культуры. Особенности культуры ХХ века.

Социология. Принципы изучения социальных структур, подходов к раскрытию законов их развития и методам управления социальными процессами. Практические методы их изучения. Анализ динамики и направленности эволюционных преобразований в обществе. Предыстория и социально-философские предпосылки появления социологии как науки. Социологический проект О. Конта. Классические социологические теории. Современные социологические теории. Русская социологическая мысль. Общество и социальные институты. Мировая система и процессы глобализации. Личность как социальный тип. Социальный контроль и девиация. Личность как деятельный субъект. Социальные изменения, социальные революции и реформы. Концепция социального прогресса. Формирование мировой системы. Место России в мировом сообществе. Методы социологического исследования.

Современная научная картина мира. Дисциплина, системно обобщающая всю предыдущую общекультурную университетскую подготовку в МНЭПУ, предполагает концентрацию внимания студентов на взаимодействии знаний, которые они получали, изучая предметы общегуманитарного цикла. Главной его целью является формирование целостного видения природы, общества, человека, истории человечества и современности. Эти знания лежат в самом фундаменте университетского образования. Они дают возможность человеку пополнять свои знания в самых различных направлениях, реализовывать в соответствии с требованием нашего времени непрерывное образование. Особенности современных представлений о мире в целом, природе, обществе и его истории, человеке.

История и философия науки (читается для аспирантов МНЭПУ). Представление о феномене науки, её возникновении, основных этапах её развития и современном её состоянии, воздействии на науку исторических особенностей развития общества. Воздействие науки на развитие человечества: экономику, политику, искусство, религию, образ жизни людей, их мироощущение и миропонимание. Противоречивый характер взаимодействия науки и общества. Эволюция методов и средств науки, научных картин мира, социальной организации науки, изменение статуса науки в обществе. Содержание понятия «наука», особенности научного знания, методы и средства, предмет и объект, субъект и результаты научного познания. Специфические особенности естественных, общественных и гуманитарных наук, наук фундаментальных и прикладных. Основные концепции развития науки. Взаимодействие наук как важнейший фактор их развития. Будущее науки и её возможности для улучшения качества жизни людей, для решения глобальных проблем современности.

 

Профессорско-преподавательский состав кафедры философии и методологии современного образования:

Мамедов Низами Мустафаевич – доктор философских наук, профессор, директор Института глобализации и устойчивого развития академии МНЭПУ. Специализируется в области философии науки и техники (докторская диссертация «Экологическая проблема и технические науки (философско-методологические аспекты)». Действительный член Российской экологической академии, Российской академии естественных наук, Международной академии ноосферы (устойчивого развития), эксперт Европейского союза по проблемам экологического образования, эксперт ЮНЕСКО. Известен своими работами в области философии науки и техники, социальной экологии и экологического образования. Автор более 300 публикаций, в том числе монографий, учебных пособий, учебников и программ, получивших признание научно-педагогической общественности многих стран. Почетный работник образования Российской Федерации.

Читает курсы философия, история и философия науки (для аспирантов), методы научных исследований, философия экологии.

Палеолог Максим Владимирович – доцент. Специализируется в области культурологии, теории и истории религии. Автор ряда работ по указанной проблематике. В 2011 году защитил кандидатскую диссертацию на тему: «Модернизация кустарных промыслов Нечерноземья». Читает курсы по культурологии, теории и истории религии, религиоведению.

Сайфутдинова Зифа Низамовна кандидат биологических наук, доцент. Окончила Башкирский государственный университет, специализировалась в области изучения физиологии высшей нервной деятельности. Обучалась в докторантуре МГУ имени М. В. Ломоносова, кафедра генетики биологического факультета. Дополнительное образование: Общественный институт патентоведения (факультет «Теория решения изобретательских задач»), институт повышения квалификации и переподготовки преподавателей социально-гуманитарных дисциплин при МГУ им. М. В. Ломоносова. Сфера научных интересов: философия и психология творчества, поведение и психогенетика, экологическое образование и воспитание. Автор более 50 работ по указанной тематике. Читает курс «Концепции современного естествознания».

Спиридонова Ольга Юрьевна – доцент. Директор колледжа. Основные направления научно-педагогической деятельности: освоение новых информационных технологий в учебном процессе, организация и совершенствование самостоятельной работы студентов, новая и новейшая история. Читает курс «Отечественная история».




Ваш e-mail:
FLASH не установлен
Москва, ул. Космонавта Волкова, д.20
Тел.: (495) 231-44-45,
Факс: (499) 159-17-27
[email protected]

Copyright © 2011 Академия МНЭПУ
541
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Академия МНЭПУ" (НОУ ВПО "Академия МНЭПУ") – первое в России негосударственное высшее учебное заведение экологического профиля, которое реализует социально-экологические программы среднего, высшего и послевузовского профессионального образования.

Полезные статьи

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите CTRL + ENTER


Открыть промо-страничку
Мы в соцсетях
Вакансии
Подписаться на новости
Добавить в: